1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?
3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?
Защита прав ребенка в дошкольных
учреждениях
Нарушение
прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической
культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно
осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и
педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с
родителями.Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми:
·
физическое
насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
·
сексуальное
насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные
действия со взрослыми);
·
психическое
насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на
ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию
патологических черт характера).
Это:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания
в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или
социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное
грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
·
Пренебрежение
нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в
результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза
его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьмиФизическое насилие:
·
боязнь
физического контакта с взрослыми;
·
стремление
скрыть причину травм;
·
плаксивость,
одиночество, отсутствие друзей;
·
негативизм,
агрессивность, жестокое обращение с животными;
·
суицидальные
попытки.
Сексуальное
насилие:
·
ночные
кошмары, страхи;
·
не
свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру
сексуальные игры;
·
стремление
полностью закрыть свое тело;
·
депрессия,
низкая самооценка.
Психическое
насилие:
·
постоянно
печальный вид, длительно подавленное настроение;
·
различные
соматические заболевания;
·
беспокойство,
тревожность, нарушения сна;
·
агрессивность;
·
склонность
к уединению, неумение общаться;
·
задержка
физического, умственного развития;
·
плохая
успеваемость;
·
нервный
тик, энурез.
Пренебрежение
нуждами ребенка (заброшенные дети):
·
задержка
речевого и моторного развития;
·
постоянный
голод;
·
кража
пищи;
·
требование
ласки и внимания;
·
низкая
самооценка, низкая успеваемость;
·
агрессивность,
импульсивность;
·
сонный
вид и утомленность;
·
санитарно-гигиеническая
запущенность;
·
отставание
в физическом развитии;
·
часто
вялотекущая заболеваемость;
·
антиобщественное
поведение, вандализм.
Профилактика
жестокого обращения с детьми:
·
создание
доверительно-делового контакта с родителями;
·
участие
родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
·
изучение
семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской
деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего
приема, сюжетно-ролевых игр).
Действия
воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
·
ребенок
плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует
возрасту;
·
ребенок
неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот,
агрессивен, вызывающе себя ведет;
·
ребенок
часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и
наоборот;
·
у
ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой
концентрацией внимания;
·
ребенок
проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения
себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть
синяки, царапины, раны;
·
ребенок
жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в
области мочеполовых органов;
·
ребенок
испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине
(отцу, брату, соседу) или матери;
·
ребенок
проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью
определенного взрослого;
·
ребенок
судорожно реагирует на поднятую руку;
·
ребенок
чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с
другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
·
ребенок
демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален,
интересуется вопросами секса;
·
ребенок
рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы
произошли с другими детьми;
·
у
ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся
в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком
обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при
подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка,
понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки.
Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними
выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком
обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
·
похвалить
ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и
серьезно относятся к его проблеме;
·
проявить
понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
·
объяснить
ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это
нужно сделать в его интересах;
·
держать
обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку
нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что
вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
·
реагировать
как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
·
оградить
ребенка от реакции других детей;
·
уделить
ребенку максимум внимания;
·
дать
понять, что проблему можно решить.
В
случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок,
но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то
оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы.
Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от
родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны
незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с
ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам
из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба
здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.