пятница, 3 февраля 2017 г.

Действие воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребёнком

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?
3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?
Картинки по запросу картинки жестокое обращение с детьми

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Формы жестокого обращения с детьми:
·         физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
·         сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
·         психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
·         Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми
Физическое насилие:
·         боязнь физического контакта с взрослыми;
·         стремление скрыть причину травм;
·         плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
·         негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
·         суицидальные попытки.
Сексуальное насилие:
·         ночные кошмары, страхи;
·         не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
·         стремление полностью закрыть свое тело;
·         депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие:
·         постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
·         различные соматические заболевания;
·         беспокойство, тревожность, нарушения сна;
·         агрессивность;
·         склонность к уединению, неумение общаться;
·         задержка физического, умственного развития;
·         плохая успеваемость;
·         нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):
·         задержка речевого и моторного развития;
·         постоянный голод;
·         кража пищи;
·         требование ласки и внимания;
·         низкая самооценка, низкая успеваемость;
·         агрессивность, импульсивность;
·         сонный вид и утомленность;
·         санитарно-гигиеническая запущенность;
·         отставание в физическом развитии;
·         часто вялотекущая заболеваемость;
·         антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
·         создание доверительно-делового контакта с родителями;
·         участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
·         изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
·         ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
·         ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
·         ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
·         у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
·         ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
·         ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
·         ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
·         ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
·         ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
·         ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
·         ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
·         ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
·         у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
·         похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
·         проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
·         объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
·         держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
·         реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
·         оградить ребенка от реакции других детей;
·         уделить ребенку максимум внимания;
·         дать понять, что проблему можно решить.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий