Цель: определение
индивидуальных особенностей личности.
Ребенку дают простой
карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует
отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования
фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие
манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как
рисунок завершен, следует перейти к беседе.
Беседа может включать
вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается?
Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?
Во время беседы с
ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант
беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке.
Краткая версия обработки
графической информации.
Оцените рисунок ребенка
по следующим пунктам:
У человека нарисована голова.
У него две ноги.
Две руки.
Туловище достаточно отделено от головы.
Длина и ширина туловища пропорциональны.
Плечи хорошо прорисованы.
Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
Шея ясно просматривается.
Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
У человека нарисованы глаза.
У него нарисован нос.
Нарисован рот.
Нос и рот имеют нормальные размеры
Видны ноздри.
Нарисованы волосы.
Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
Человек нарисован в одежде.
По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
На руках изображены пальцы.
На каждой руке пять пальцев.
Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
Большой палец достаточно хорошо выделен.
Хорошо прорисованы запястья.
Прорисован локтевой сустав.
Прорисован коленный сустав.
Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
Длина и ширина конечностей пропорциональны.
На ногах можно различить пятки.
Форма головы правильная.
Форма тела в целом правильная.
Очертания конечностей переданы правильно.
Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
Уши хорошо различимы.
Уши находятся на своем месте, и имеют нормальные размеры.
На лице прорисованы ресницы и брови.
Зрачки расположены правильно.
Глаза пропорциональны размерам лица.
Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
Четко различимы лоб и подбородок.
Подбородок отделен от нижней губы.
У человека нарисована голова.
У него две ноги.
Две руки.
Туловище достаточно отделено от головы.
Длина и ширина туловища пропорциональны.
Плечи хорошо прорисованы.
Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
Шея ясно просматривается.
Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
У человека нарисованы глаза.
У него нарисован нос.
Нарисован рот.
Нос и рот имеют нормальные размеры
Видны ноздри.
Нарисованы волосы.
Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
Человек нарисован в одежде.
По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
На руках изображены пальцы.
На каждой руке пять пальцев.
Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
Большой палец достаточно хорошо выделен.
Хорошо прорисованы запястья.
Прорисован локтевой сустав.
Прорисован коленный сустав.
Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
Длина и ширина конечностей пропорциональны.
На ногах можно различить пятки.
Форма головы правильная.
Форма тела в целом правильная.
Очертания конечностей переданы правильно.
Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
Уши хорошо различимы.
Уши находятся на своем месте, и имеют нормальные размеры.
На лице прорисованы ресницы и брови.
Зрачки расположены правильно.
Глаза пропорциональны размерам лица.
Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
Четко различимы лоб и подбородок.
Подбородок отделен от нижней губы.
Чем рисунок ребенка ближе к этому
образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу
1 балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок
должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.
5 лет – 10 очков
6 лет – 14 очков
7 лет – 18 очков
8 лет – 22 очк
9 лет – 26 очков
10 лет – 30 очков
11 лет – 34 очка
12 лет – 38 очков
13 лет – 42 очка
14 лет – свыше 42 очков
5 лет – 10 очков
6 лет – 14 очков
7 лет – 18 очков
8 лет – 22 очк
9 лет – 26 очков
10 лет – 30 очков
11 лет – 34 очка
12 лет – 38 очков
13 лет – 42 очка
14 лет – свыше 42 очков
В пользу ребенка говорят
такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и
т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или
даже необходимой для данного изображения (меч для воина).
Анализ рисунка.
Отметьте, прежде всего,
имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры. Рисунок человеческой фигуры
символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям,
нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут
символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее
расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое
представление.
Среди серьезных
отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно
неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание
нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или
очень причудливые фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение
ребенком фигуры противоположного пола. Это может быть выражением спутанной
сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя (некоего
другого человека) противоположного пола.
Символическое значение
фигуры человека.
Голова. Если ребенок уделяет
голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной
среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в
частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.
Отсутствие лба – ребенок сознательно игнорирует умственную сферу.
Непропорционально большая голова – знак того, что ребенок страдает от головных болей
или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове
может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в
результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова
выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее.
Волосы. Выделение волос на
голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование
девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных,
ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения
– раннее сексуальное созревание.
Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица
изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение
черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость,
очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к
окружающим. Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами
– агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе,
здоровое самоуважение. Закрашенное лицо, изображение звериного лица или
напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица - негативный
знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я».
Подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности. Увлечение изображением
подбородка (часто стирают, перерисовывают, обводят, сильно выступает) –
компенсация слабости, нерешительности, боязнь ответственности, стремление к
превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Особенно если в
изображении остальных частей линии слабые, легкие. Автор рисунка не обладает
такими качествами в действительности, а лишь рисует себя таким в воображении.
Брови. Аккуратные брови –
свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности,
умеренности. Густые, мохнатые брови – грубость характера, строптивость,
несдержанность, примитивность нравов. Поднятые брови – надменность,
высокомерие.
Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему
миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение.
Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению;
косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам.
Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд –
агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с
заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но
не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный –
подозрительность. Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе,
поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от
внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний
эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания.
Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть
привлекательным, симпатичным другим людям.
Рот – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность
агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно
защитная. Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры,
подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно
находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста
– признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой
чертой – внутреннее напряжение.
Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. Пухлые губы у фигуры, нарисованной
девочкой – признак верной половой идентификации. Прорисованные губы (у
подростка) – наличие нарциссических тенденций.
Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности.
Шея – связующее звено между телом (символ животных страстей, импульсивной
жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Длинная шея –
зажатый, скованный, хорошо контролирующий себя человек. Короткая шея –
естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи – признак незрелости.
Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в
стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с
внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к
телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость. Гибкие,
подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная
приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие,
негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом –
поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром. Крупные, большие
ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней –
неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности.
Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в
руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков –
агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая
враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к
телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту. Агрессия – пальцы как когти
хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук – крайняя
степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости,
интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со
своим агрессивным отношением. То же и сильно заштрихованные кисти рук. Короткие
руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя. Длинные руки – направленность
на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы,
стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости.
Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное,
мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации.
Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго.
Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный
ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта.
Хрупкое тело – выражение собственной слабости. Пупок (маленький ребенок) –
признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или
стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более
спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы
фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность. Украшение фигуры
(бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне. Изображение
внутренних органов – крайне негативный признак – серьезные психические
нарушения.
Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак
устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие
стоп – чувство неуверенности. Отделение нижней половины тела жирной чертой (подростки)
– проблемы в сексуальной сфере. Слабые, короткие, плохо прорисованные или
заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной
никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами –
крайняя агрессивность. Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности.
Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается у девочек-подростков. У
женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота,
в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Над нижней
частью живота могут быть изображены различные предметы (букет, др.).
Откровенное изображение
гениталии – очень редко. Смещение интереса от своего
тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период
скрытой сексуальности. Вероятно, ребенок развит не по годам, осведомлен о
высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу
или обрезание может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или
взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода
скрытой сексуальности. В большинстве случаев причина изображения гениталий –
нарушение поведения, агрессия, фобия.
Т.к. нарисованная фигура
тесно связана с автором рисунка и, определенным образом характеризует его,
следует обратить внимание на размер фигуры, ее позу, расположение на листе,
качество линий (нажим, твердость, продолжительность, прерывистость),
последовательность изображения деталей, использование фона, а также посторонних
объектов. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных
элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима
и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице
человека и в его позе эмоции.
Размер и расположение.
Маленькая фигура,
которая скромно занимает лишь маленькую область пространства – чувство
незащищенности, тревоги, депрессия, неприспособленность. Излишне большие,
громоздкие размеры фигуры – слабый внутренний контроль и экспансивность.
Наклоненная фигура – нехватка психической неуравновешенности, нестабильность. Фигура смещена вправо – ориентация на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе. Рисунок преимущественно в верхней части листа – оптимизм. Расположение фигуры в нижней части листа – чувство угнетенности, подавленности. Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа – завышенная самооценка. Ребенок рисует линию земли, и располагает человека высоко от нее, будто парит – оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.
Наклоненная фигура – нехватка психической неуравновешенности, нестабильность. Фигура смещена вправо – ориентация на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе. Рисунок преимущественно в верхней части листа – оптимизм. Расположение фигуры в нижней части листа – чувство угнетенности, подавленности. Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа – завышенная самооценка. Ребенок рисует линию земли, и располагает человека высоко от нее, будто парит – оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.
Перспектива. Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают
человека телом анфас и головой в профиль – признак социальной напряженности,
определенное чувство вины, связанное со сферой общения. Голова в профиль,
туловище анфас, ноги в профиль – низкое умственное развитие и нарушение
пространственного воображения.
Другие особенности
изображения. Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь
другую). Это естественный фактор, если рисунок выполнен 6-летним ребенком. В
более старшем возрасте это имеет негативное значение, т.к. противоречит
реальности. Возможно признак небольшой задержки развития, а также
дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте
прозрачность свидетельствует, что ребенку не хватает поддержки и защиты.
Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов
и по размеру прозрачной детали (второй случай более показателен).
Необязательные детали. Сигарета, трубка,
оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках фигуры – признак
враждебности, агрессивности. Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего
возраста – недостаточная зрелость, инфантильность. Акцентирование галстука,
шляпы – сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – трубка, сигарета, и
реже трость. Выделение ширинки на брюках (подростки) – озабоченность
мастурбацией.
Разрозненные части тела. Это свидетельство отклонений – отказ создать целостный рисунок, отмечается
у детей с личностной дезорганизацией.
Ограниченные,
аскетичные, роботоподобные рисунки рисуют социально незрелые дети. Наиболее
типичное нарушение – расхождение между способностями и успеваемостью в школе.
Чрезмерная штриховка. Акцентирование на
штриховке всей нарисованной фигуры или ее части (лицо, нижняя часть тела, др.)
– тревожность. Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область
гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых
младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для
детей старше 13 лет штриховка – показатель эмоционального расстройства.
Рисунки без людей. Для маленьких детей –
вероятные трудности в межличностном общении. Отказ рисовать человека и
изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный,
возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных
отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.
Темные облака и
заштрихованное солнце. Сияющее солнце – хорошо приспособленный ребенок.
Ливневые облака, заштрихованное солнце – несчастный, тревожный, подавленный
ребенок.
Стирания. Факты
стирания – выражение тревоги и неудовлетворенности.Далее следуют ситуации и варианты Ваших действий.
Постарайтесь быть искренними и выбирайте наиболее приемлемый ответ.Тест для взрослых. На лидерство.
1. Вы родились трёхголовым Змеем Горынычем.
Наверное, лучше:
а) Оказаться средней головой. Хоть какая-то
индивидуальность!
б) Моя хата с краю, ничего не знаю… То есть
быть левой или правой, безразлично. Главное, чтобы во время обеда не обделяли.
в) Правая голова - она всегда права! По определению.
2. По принуждению отца и ввиду собственной
неловкости, вы выстрелили в сторону болота и нашли там себе в невесты царевну-лягушку. Что ж?
а) Всё в наших руках! И пластических хирургов.
б) Батюшке виднее. Он уже один раз женился.
Если велит – возьму в жёны лягушку.
в) Любовь творит чудеса! Глядишь, и лягушка расцветёт, как цветочек аленький…
(Барышни могут смело игнорировать 2-й вопрос, а могут и поставить себя на место царевны-лягушки…)
в) Любовь творит чудеса! Глядишь, и лягушка расцветёт, как цветочек аленький…
(Барышни могут смело игнорировать 2-й вопрос, а могут и поставить себя на место царевны-лягушки…)
3. Вас послали туда, - не знаю куда. И велели принести то, - не знаю
что Вы:
а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять.
Но цели должны быть чётко определены, а направление верно задано!
б) Начальству виднее. Раз послало
- надо идти. По дороге разберёмся.
в) Может, стоит сменить работу?
4.
Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы:
а) Продам подороже!
б) Буду использовать его в качестве осветительного
прибора в избе.
в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактичная.
Оставлю на память потомкам.
5. Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках,
Вы:
а) Смело скомандую: - Встать смирно!
Равнение на середину!
б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше…
в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного
сооружения.
6.Получив во временное пользование сапоги-скороходы,
Вы:
а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались
бы.
б) Сдам их в царскую казну и получу премию!
в) Использую прекрасную возможность попутешествовать
бесплатно в страны заморские!..
7. Имея богатый выбор транспортных средств, Вы:
а) Возьму ковёр-самолёт. Желательно персидский.
И престижно, и быстро!
б) Печь-самоходная как-то надёжнее. И бока
греет…
в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные.
Скромненько, и со вкусом.
Далее 8 вопрос – мужской, а 9 – женский.
8. Встретив на жизненном пути Василису Премудрую,
Вы:
а) Всерьёз задумаюсь о женитьбе. И о брачном
контракте.
б)А Василиса Прекрасная вам, случайно, не сестра?
Нет, говорите… Ну, извините.
в) Женюсь! А там - будь что будет…
9. Царь-батюшка настаивает на замужестве.
И предлагает на выбор двух кандидатов: Ивана-царевича и витязя Руслана.
Вздохнув украдкой, Вы:
а) Выберу царевича. И наследство, и генетика,
и титул… Три в одном. Беспроигрышный вариант.
б) Один богат, другой красавец… Хоть разорвись!
в) Люб мне только Алёшенька, сын рыбака!
С ним и сбегу из хором царских.
10. После долгих раздумий на распутьи, Вы:
а) Всё же поеду прямо.
Опаздываю, как назло. Авось, прорвёмся.
б) Где-то
в кармане копейка завалялась… Орёл, решка, само собой. И на ребро может стать.
Ну-ка, судьба - улыбнись!
в) Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь
и другие пути найти.
11. Обнаружив,
что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы:
а) Поставлю это дело на поток. Ювелирная
птицеферма - наш размах!
б) Ну, теперь можно вообще не работать! Лежи
на печи да щук фаршированных ешь!
в) Поцелую её в клювик.
12. Встретив
на лесной тропинке улыбчивого колобка, Вы:
а) Возьму
его на работу. Рекламировать что угодно. Должен справиться. А
не справится - головой поплатится.
б) О, бесплатная закуска подкатила! Если
догоню…
в) Поболтаю с ним о жизни, и каждый пойдёт своей
дорогой. А кто и покатится.
Результаты теста
Если у Вас преобладают ответы:
(а), то - Вы склонны к предпринимательской деятельности.
Явные задатки лидера не дают просто плыть по течению жизни, а принуждают строить
переправы, мосты, порты, свой флот, наконец… Быть расчётливым -
не грех, но не всё можно правильно рассчитать. Иногда и о душе надо подумать.
Она тоже вещь ценная!
(б), то - Вы хороший, добросовестный
исполнитель. Вредной инициативы не проявляете, но и на износ работать не согласитесь.
Личная выгода всегда превыше - в чем бы она не проявлялась. Вам
трудно сорвать звезду с неба, да и мысли об этом не появляется. Оно и верно.
Зачем тянуться, если можно подойти и взять. Практичность ещё никто не отменял!
(в), то - Вы просто получили
удовольствие от прохождения теста. Как творческая натура, находите много решений
любых жизненных ситуаций. Всяческие условности Вас просто гнетут и отравляют
жизнь. Скорее, ваше кредо - не быть первым, а то задние побьют,
- не быть последним, чтоб не остаться в дураках - не быть середнячком,
чтобы не затеряться, - а просто быть самим собой!
1.Как обращаются к учительнице?
2.Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
3.Что говорят, если нужно выйти в туалет?
4.Что такое урок?
5.Как узнают, что время начать урок?
6.Что такое перемена?
7.Для чего нужна перемена?
8.Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
9.Где пишет учитель, когда объясняет задание?
10.Что такое отметка?
11.Какие отметки хорошие, а какие плохие?
12.Что такое школьный дневник?
13.В классе учатся дети одного возраста или разного?
14.Что такое каникулы?
Ответы :
1.По имени-отчеству и на Вы.
2.Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
3.Поднять руку и сказать : «Извините, можно выйти»
4.Это то время, в течение которого дети учатся чему-то новому : слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса. Иногда словом «урок» называют просто задания.
5.Звенит звонок или колокольчик, коридоры пустеют дети идут в классы.
6.Перемена – это перерыв между уроками.
7.Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, отдохнуть.
8.Дети пишут за партой.
9.Учитель пишет на доске.
10.Отметка – это то число, которым оценивают успехи – правильно или неправильно, хорошо или плохо учение выполнил задание.
11.Дневник – это такая тетрадка, где имеется расписание уроков, дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.
1.Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей .
2.Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3.Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4.Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена .
5.Интересно, что в школе предлагают на обед?
6.Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7.Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
8.Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду .
9.Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
10.Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
Обратитесь к ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет?» - и зафиксируйте его ответы. Если он согласится с высказыванием, запишите 1 балл, если не согласится – 0 баллов.
Подсчет результатов.
1-3 балла – Ребенок полагает, что неплохо живет и без школы.
4-8 баллов – хочется в школу. Только уточним. Для чего? Если больше баллов в первой пятерке вопросов – ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй пятерке вопросов, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает пока отвращения.
9-10 баллов – прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 10-11 лет.
Тесты для родителей
Из трех
ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему
привычному родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;
в) накажите ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
Тест: «Какой Вы родитель?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете
в общении с детьми.
Вопросы
|
Баллы
|
1. Сколько
раз тебе повторять?
|
2
|
2. Посоветуй
мне, пожалуйста.
|
1
|
3. Не
знаю, что бы я без тебя делала.
|
1
|
4. И
в кого ты только такой уродился?!
|
2
|
5. Какие
у тебя замечательные друзья!
|
1
|
6. Ну
на кого ты похож(а)?
|
2
|
7. Я
в твои годы...
|
2
|
8. Ты
моя опора и помощник(ца).
|
1
|
9. Ну
что за друзья у тебя?
|
2
|
10. О
чем ты только думаешь?!
|
2
|
11. Какая
(какой) ты у меня умница!
|
1
|
12. А
как ты считаешь, сынок (доченька)?
|
1
|
13. У
всех дети, как дети, а ты...
|
2
|
14. Какой
ты у меня сообразительный(ая)!
|
1
|
Ключ к тесту. Теперь
подсчитайте общее количество баллов.
От 5 до 7 баллов. Вы
живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и
уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются
некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем,
попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов
и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает
Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию
случайных обстоятельств.
Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на
действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше
Вас самих.
Тест на оценку уровня тревожности ребёнка .
Внимательно прочитайте эти утверждения и
оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко
выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если
отсутствует – 0 баллов.
1. Легко расстраивается, много переживает.
2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
3. Капризничает и раздражается по пустякам.
4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5. Бывают припадки злости.
6. Заикается.
7. Грызёт ногти.
8. Сосёт палец.
9. Имеет плохой аппетит.
10.
Разборчив в еде.
11.
Засыпает с трудом.
12.
Спит беспокойно.
13.
Неохотно встаёт.
14.
Часто моргает.
15.Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
16.Не умеет сосредоточиться, быстро
отвлекается.
17.Старается быть тихим.
18.Боится темноты.
19.Боится одиночества.
20.Боится неудачи, не уверен в себе,
нерешителен.
21.Испытывает чувство неполноценности.
Обработка результатов
28-42 балла –
невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.
20-27 баллов –
невроз был или будет в ближайшее время.
14-19баллов –
нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.
7-13 баллов –
высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения
несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
Анкета
для родителей
1. С каким настроением Ваша дочь (сын)
идёт в детский сад?
- с радостным;
- иногда не хочет;
- часто отказывается;
- капризничает;
- свой вариант (написать).
2. В чём Вы видите причину нежелания
ребёнка идти в детский сад?
- трудности в отношениях с педагогом;
- трудности в отношениях со сверстниками;
- привязанность к матери;
- позднее засыпание вечером;
- свой вариант.
3. Как складываются у Вашей дочери (сына)
взаимоотношения со взрослыми?
Благополучно:
- с воспитателями;
- с помощником воспитателя;
- с музыкальным руководителем;
- с другими специалистами;
Неблагополучно:
- иногда бывают конфликты;
- обижается на взрослых за то, что
наказывают, не разрешают брать игрушки;
- свой вариант.
4. С кем из детей группы ваш ребёнок
наиболее часто общается?
5. Рассказывает ли дома о своих
взаимоотношениях с детьми?
- да;
- нет;
- иногда.
6. Жалуется ли на сверстников?
- да;
- нет;
- иногда.
7. На что жалуется?
- дети не принимают в игру;
- обижают;
- не хотят дружить;
- отнимают игрушки;
- шумят;
- свой вариант.
8. Что бы Вам хотелось изменить в
отношениях дочери (сына) с ровесниками?
9. Есть ли у Вашего ребёнка чувство
собственного достоинства? В чём оно проявляется?
10. Как Ваш ребёнок обычно реагирует на
агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают
игрушки, угрожают и т.д.)?
11. Как
ваш ребёнок проявляет себя в общении с другими детьми?
- уравновешенный;
- терпеливый;
- чуткий;
- уступчивый;
- приветливый или вспыльчивый;
- склонный чаще командовать, чем подчиняться;
- свой вариант.
12. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения
между детьми и родителями на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в
детском саду?
- прямого влияния не оказывают?
- благополучие семейных отношений – это
психологическая защита, эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в
детском саду;
- сущность семейных отношений ещё
недостаточно понятна ребёнку, поэтому…
АНКЕТА
«ЧЕГО ВЫ ЖДЕТЕ ОТ ДЕТСКОГО САДА В ЭТОМ ГОДУ?»
Уважаемые мамы и
папы, бабушки и дедушки!
Вот вы и
переступили порог нашего детского сада. Добро пожаловать! Надеемся, что наше
знакомство перейдет в настоящую дружбу, а вашему малышу будет у нас уютно и
интересно. Нам очень важно знать ваши настроение, переживания и ожидания от
пребывания ребенка в детском саду. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
1.
Что вас больше всего привлекает в нашем детском саду (отметьте нужное)
·
близость от дома;
·
хорошее состояние территории и материально – техническое оснащение групп;
·
наличие творческого, профессионального педагогического коллектива;
·
хорошие отзывы других родителей;
·
интересные программы обучения и развития ребенка;
·
наличие дополнительных услуг;
·
хорошее питание;
·
высокий уровень подготовки к школе;
·
Ваши варианты ответа?
2.
Что, на Ваш взгляд, самое главное для благополучной адаптации ребенка в детском
саду
·
доброе отношение воспитателей к ребенку;
·
большое количество игрушек в группе;
·
хорошее здоровье ребенка;
·
соблюдение режима дня в детском саду и дома;
·
единый подход к вопросам адаптации ребенка со стороны родителей и воспитателей;
·
Ваш вариант ответа?
3.
Что, на ваш взгляд, важно знать воспитателю о Вашем ребенке
4.
Чему, по Вашему мнению, должен научиться ребенок в этом году?
5.
Чему бы Вы как родители хотели научиться у воспитателей?
6.
Каким опытом семейного воспитания готовы поделиться?
7.
Часто ли Вы дома вместе с ребенком рисуете, играете, читаете?
8.
Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы
получить
9.
В каких мероприятиях детского сада Вы готовы участвовать охотнее всего
·
родительские собрания;
·
консультации специалистов;
·
анкетирование по разным вопросам;
·
участие в конкурсах;
·
участие в подготовке детских праздников и развлечений;
·
участие в спортивных соревнованиях;
·
просмотр открытых занятий с детьми;
·
Ваш вариант ответа?
Благодарим за
сотрудничество!
АНКЕТА
«ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ГОДА»
Дорогие мамы, папы,
бабушки и дедушки!
Закончился учебный
год. Наступило время подводить итоги и строить планы на будущее Нам очень важно
знать ваше мнение о работе коллектива детского сада с семьей в прошедшем году.
1.
Удовлетворены ли Вы работой детского сада в целом?
2.
Хорошо ли относятся педагоги группы к Вашему ребенку?
3.
Как Ваш ребенок посещает детский сад (отметьте нужное):
·
с удовольствием;
·
посещает, но не очень охотно;
·
не любит ходит в садик;
·
часто болеет, поэтому мало посещает детский сад.
4.
Получали ли Вы подробную информацию о жизни ребенка в детском саду?
5.
Какие мероприятия Вам в детском саду больше всего запомнились?
6.
Какие причины не позволили Вам посетить все мероприятия?
7.
Какие темы, интересующие Вас, остались незатронутыми педагогами детского сада в
этом году?
8.
Какие формы работы с семьей показались Вам самйми интересными (отметьте
нужное):
·
родительские собрания;
·
консультации специалистов;
·
анкетирование;
·
открытые занятия;
·
конкурсы;
·
выставки;
·
наглядная информация;
·
массовые мероприятия;
·
другое ____________________________?
9.
Что бы Вы пожелали коллективу детского сада для улучшения работы в будущем?
Благодарим за
ответы и надеемся на сотрудничество в новом учебном году!
Анкета «Особенности
воспитания ребенка в семье,
его склонности, интересы»
1. С какого возраста посещает ребенок детский сад?____
2. Какие игрушки, игры, материалы есть у ребёнка?____
3. Кто чаще воспитывает ребёнка?________________________
4. Вмешивается ли старшее поколение в воспитание? Как Вы к
этому относитесь?_________________________________________________
5. Есть ли трудности у ребёнка (подчеркните) в одевании, в засыпании, в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании
в туалете ?________
6. Какой режим в
семье (подъём, кормление, прогулки, сон)
_________
7. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не
всегда, нет), __________________________________________________
8. Какие меры воздействия на ребёнка применяются? (поощрения, наказания, внушения, выговор, объяснения, рассуждения)?
____________________________________________________
9. Кого в семье ребенок
слушается? (маму, папу, всех, никого) ___________________________________________________________
10.
Помогает ли ребёнок по дому? _______________________________
11.
Назовите любимые игры и игрушки ребёнка,
любимые сказки и книжки,
любимую пищу
____________________________________
12.
Какие качества ребёнка Вы особенно цените?
(доброту, общительность, трудолюбие,
усидчивость, послушание)_________________
13.
Существуют ли у ребёнка следующие проблемы:
мочится в постель (ночью или днём), грызёт ногти, сосёт палец или др.?
_________________________________________________________
14.
Является ли религия важной частью семейных
традиций? Какой религии следуете? ____________________________________________
Выявление педагогической культуры родителей
Уважаемые _____________________________________________________
Ваши искренние ответы помогут спланировать работу с родителями, наладить
систему сотрудничества. Отметить тот вариант, который, по Вашему мнению,
соответствует реальности.
1. На основе каких знаний
Вы воспитываете своего ребенка?
а) слушаете педагога по
радио и телевидению;
б) на основе рекомендаций педагогов;
в) используете жизненный
опыт.
2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее
эффективными?
а) поощрение;
б) наказание;
в) требование;
г) принуждение.
3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?
а) словесная похвала;
б) подарки;
в) ласки.
4. Какие виды наказаний наиболее действенны в воспитании?
а) словесная угроза;
б) физические наказания;
в) лишение развлечения;
г) проявление вами обиды.
Спасибо за сотрудничество!
Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка
1.
Опишите
обычное состояние ребёнка.
2.
Часто
ли он плачет?
3.
Как
долго остаётся расстроенным?
4.
Чего
боится ребёнок?
5.
Часто
ли бывает сердитым, агрессивным?
6.
Быстро
ли он устаёт?
7.
Существуют
ли у ребёнка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызёт ногти, сосёт
палец?
8.
Как
ребёнок относится к незнакомым взрослым?
9.
Как он
относится к детям?
10.
Как
относится к животным?
11.
Кого в
семье ребёнок слушается?
12.
Помогает
ли он по дому?
13.
Какие
качества ребёнка Вы особенно цените?
14.
Единодушны
ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что
запрещать)?
Тест: «Какой вы родитель?»
Не секрет, что характер взаимоотношений
родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие.
Оцените особенности Вашего общения.
Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?
1.
Какой
ты у меня молодец!
2.
Ты
способный, у тебя всё получится!
3.
Ты
невыносим!
4.
У всех
дети как дети, а у меня….
5.
Ты мой
помощник.
6.
Вечно у
тебя всё не так.
7.
Сколько
раз тебе повторять?
8.
Какой
ты сообразительный!
9.
Чтобы я
больше не видела твоих друзей!
10.
Как ты
считаешь?
11.
Ты
полностью распустился!
12.
Познакомь
меня со своими друзьями.
13.
Я тебе
обязательно помогу, не переживай.
14.
Меня не
интересует, что ты хочешь.
Обработка
результатов. Если
вы употребляете выражения 1, 2 ,5 ,8 ,10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл.
Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитываете себе 2
балла. Подсчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов
– между Вами и Вашим ребёнком царит полное
взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов
– Ваше настроение в общении с ребёнком носит
непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов –
Вы недостаточно внимательны к ребёнку,
возможно, часто подавляете его свободу.
13-14
баллов – Вы слишком авторитарны. Между вами и ребёнком часто возникает
раздражение. Будьте более гибкими со своим ребёнком.
Тесты для дошкольников
"Что я знаю о школе?"
"Что я знаю о школе?"
1.Как обращаются к учительнице?
2.Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
3.Что говорят, если нужно выйти в туалет?
4.Что такое урок?
5.Как узнают, что время начать урок?
6.Что такое перемена?
7.Для чего нужна перемена?
8.Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
9.Где пишет учитель, когда объясняет задание?
10.Что такое отметка?
11.Какие отметки хорошие, а какие плохие?
12.Что такое школьный дневник?
13.В классе учатся дети одного возраста или разного?
14.Что такое каникулы?
Ответы :
1.По имени-отчеству и на Вы.
2.Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
3.Поднять руку и сказать : «Извините, можно выйти»
4.Это то время, в течение которого дети учатся чему-то новому : слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса. Иногда словом «урок» называют просто задания.
5.Звенит звонок или колокольчик, коридоры пустеют дети идут в классы.
6.Перемена – это перерыв между уроками.
7.Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, отдохнуть.
8.Дети пишут за партой.
9.Учитель пишет на доске.
10.Отметка – это то число, которым оценивают успехи – правильно или неправильно, хорошо или плохо учение выполнил задание.
11.Дневник – это такая тетрадка, где имеется расписание уроков, дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.
"Хочу ли я в школу?"
1.Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей .
2.Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3.Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4.Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена .
5.Интересно, что в школе предлагают на обед?
6.Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7.Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
8.Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду .
9.Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
10.Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
Обратитесь к ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет?» - и зафиксируйте его ответы. Если он согласится с высказыванием, запишите 1 балл, если не согласится – 0 баллов.
Подсчет результатов.
1-3 балла – Ребенок полагает, что неплохо живет и без школы.
4-8 баллов – хочется в школу. Только уточним. Для чего? Если больше баллов в первой пятерке вопросов – ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй пятерке вопросов, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно не вызывает пока отвращения.
9-10 баллов – прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 10-11 лет.
Тесты для родителей
“Мой стиль воспитания ребенка в семье”
Из трех
ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему
привычному родительскому поведению.1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”;
в) накажите ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.
“А” - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
“Б” - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки.
“В” - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.
Тест
для родителей
« Почему ваш ребенок часто болеет?»
Давайте
попытаемся разобраться, почему же так часто болеет ваш ребенок и к кому в
первую очередь следует обратиться за помощью. Вам предлагается 5 групп вопросов
(А-Д), в каждой группе по 10 вопросов. За каждый утвердительный ответ
ставьте 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.
А.
1. Мама во время беременности часто болела ОРЗ, у нее были обострения хронических заболеваний (пиелонефрита, цистита, аднексита и т.д.).
2. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
3. Ребенок стал часто болеть еще до одного года и находился под наблюдением невролога.
4. Ребенок стал часто болеть после того, как попал в детский коллектив (ясли, детский сад, школу).
5. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
6. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
7. У ребенка бывают герпетические высыпания.
8. У ребенка бывает фурункулез.
9. ОРЗ у ребенка нередко осложняется отитом, аденоидитом, бронхитом.
10. У ребенка есть аденоиды, увеличены миндалины.
Б.
1. У кого-либо из родственников ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры, дяди, тети) были или есть такие заболевания как бронхиальная астма, поллиноз (летний насморк), атопический дерматит (нейродермит, экзема), признаки пищевой и/или лекарственной аллергии.
2. Мама во время беременности и кормления грудью часто употребляла мед, орехи, шоколад, апельсины, молоко и/или принимала антибиотики.
3. На первом году жизни малыш страдал экссудативно-катаральным диатезом - краснела и шелушилась кожа на щеках.
4. У ребенка иногда появляются высыпания на коже (либо были раньше).
5. У ребенка бывают эпизоды затрудненного дыхания, приступы удушья.
6. Ребенку не раз ставили диагноз: обструктивный бронхит.
7. У ребенка бывает затяжной сухой приступообразный кашель в ночное время (от 1 до нескольких месяцев).
8. Ребенок часто бывает бледным, а под глазами появляются черные круги.
9. Ребенок часто болеет после праздников - дней рождений, Нового года, Пасхи и т.д.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
В.
1. У ребенка есть аденоиды.
2. У ребенка нередко бывают ангины.
3. Острые респираторные заболевания обычно сопровождаются длительной заложенностью носа и насморком.
4. Острые респираторные заболевания иногда осложняются воспалением среднего уха (отитом).
5. Врач часто говорит, что у ребенка "рыхлое" горло, увеличены миндалины (даже когда он здоров).
6. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
7. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
8. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
9. У ребенка бывает затяжной кашель - покашливание, преимущественно во время дневного и ночного сна.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
Г.
1. У мамы тяжело протекала беременность - токсикоз, гипоксия, угроза прерывания, различные заболевания.
2. У мамы тяжело протекали роды - они были слишком быстрыми или, наоборот, затяжными, применялось акушерское пособие (щипцы, "выдавливание" и т.д.).
3 Ребенок при рождении закричал не сразу.
4. Ребенок отстает в своем развитии от сверстников.
5. Ребенок слишком беспокойный, плохо спит.
6. У ребенка повышенная потливость.
7. У ребенка кожа часто меняет цвет - краснеет, бледнеет, покрывается красными пятнами, на ней хорошо видны сосуды и она напоминает мрамор.
8. Его ладони и стопы часто бывают холодными, а иногда и синюшными.
9. У него бывает повышенное или пониженное артериальное давление.
10. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
Д.
1. Вы считаете, что строгая дисциплина развивает сильный характер.
2. Вы часто жалеете о том, что ребенок растет и взрослеет, хотите, чтобы он подольше оставался маленьким.
3. Вы считаете своим долгом знать все, о чем думает ваш ребенок, и у него не должно быть секретов от родителей.
4. Вашего ребенка нет никаких увлечений (посещение кружков по настоянию родителей не считается).
5. Вы всегда стараетесь помочь своему ребенку и держите в стороне от житейских проблем.
6. Вы считаете, что для того, чтобы вырастить ребенка порядочным человеком, его следует держать в жестких рамках.
7. Во время болезни вы особенно внимательны к ребенку, но этого нельзя сказать о том времени, когда он здоров.
8. Вы считаете своего ребенка незрелым, не самостоятельным и не очень способным.
9. Ваш ребенок очень редко играет (с игрушками, сверстниками), редко рисует не по заданию учителя, а по собственному желанию. Вы недовольны, когда он бездельничает.
10. Вы часто произносите фразу "Ты вечно болеешь (простужаешься)!"
Результаты.
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы из группы А, в частых болезнях вашего ребенка, скорее всего, "виновата" иммунная система. Поэтому понадобятся:
А.
1. Мама во время беременности часто болела ОРЗ, у нее были обострения хронических заболеваний (пиелонефрита, цистита, аднексита и т.д.).
2. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
3. Ребенок стал часто болеть еще до одного года и находился под наблюдением невролога.
4. Ребенок стал часто болеть после того, как попал в детский коллектив (ясли, детский сад, школу).
5. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
6. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
7. У ребенка бывают герпетические высыпания.
8. У ребенка бывает фурункулез.
9. ОРЗ у ребенка нередко осложняется отитом, аденоидитом, бронхитом.
10. У ребенка есть аденоиды, увеличены миндалины.
Б.
1. У кого-либо из родственников ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры, дяди, тети) были или есть такие заболевания как бронхиальная астма, поллиноз (летний насморк), атопический дерматит (нейродермит, экзема), признаки пищевой и/или лекарственной аллергии.
2. Мама во время беременности и кормления грудью часто употребляла мед, орехи, шоколад, апельсины, молоко и/или принимала антибиотики.
3. На первом году жизни малыш страдал экссудативно-катаральным диатезом - краснела и шелушилась кожа на щеках.
4. У ребенка иногда появляются высыпания на коже (либо были раньше).
5. У ребенка бывают эпизоды затрудненного дыхания, приступы удушья.
6. Ребенку не раз ставили диагноз: обструктивный бронхит.
7. У ребенка бывает затяжной сухой приступообразный кашель в ночное время (от 1 до нескольких месяцев).
8. Ребенок часто бывает бледным, а под глазами появляются черные круги.
9. Ребенок часто болеет после праздников - дней рождений, Нового года, Пасхи и т.д.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
В.
1. У ребенка есть аденоиды.
2. У ребенка нередко бывают ангины.
3. Острые респираторные заболевания обычно сопровождаются длительной заложенностью носа и насморком.
4. Острые респираторные заболевания иногда осложняются воспалением среднего уха (отитом).
5. Врач часто говорит, что у ребенка "рыхлое" горло, увеличены миндалины (даже когда он здоров).
6. На первом году жизни малыш был пухленький, рыхлый.
7. У ребенка часто увеличиваются в размерах лимфатические узлы.
8. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
9. У ребенка бывает затяжной кашель - покашливание, преимущественно во время дневного и ночного сна.
10. У ребенка обнаружен дисбактериоз кишечника.
Г.
1. У мамы тяжело протекала беременность - токсикоз, гипоксия, угроза прерывания, различные заболевания.
2. У мамы тяжело протекали роды - они были слишком быстрыми или, наоборот, затяжными, применялось акушерское пособие (щипцы, "выдавливание" и т.д.).
3 Ребенок при рождении закричал не сразу.
4. Ребенок отстает в своем развитии от сверстников.
5. Ребенок слишком беспокойный, плохо спит.
6. У ребенка повышенная потливость.
7. У ребенка кожа часто меняет цвет - краснеет, бледнеет, покрывается красными пятнами, на ней хорошо видны сосуды и она напоминает мрамор.
8. Его ладони и стопы часто бывают холодными, а иногда и синюшными.
9. У него бывает повышенное или пониженное артериальное давление.
10. У ребенка бывает длительно повышенная температура (37-37,5° С) без признаков острого инфекционного заболевания.
Д.
1. Вы считаете, что строгая дисциплина развивает сильный характер.
2. Вы часто жалеете о том, что ребенок растет и взрослеет, хотите, чтобы он подольше оставался маленьким.
3. Вы считаете своим долгом знать все, о чем думает ваш ребенок, и у него не должно быть секретов от родителей.
4. Вашего ребенка нет никаких увлечений (посещение кружков по настоянию родителей не считается).
5. Вы всегда стараетесь помочь своему ребенку и держите в стороне от житейских проблем.
6. Вы считаете, что для того, чтобы вырастить ребенка порядочным человеком, его следует держать в жестких рамках.
7. Во время болезни вы особенно внимательны к ребенку, но этого нельзя сказать о том времени, когда он здоров.
8. Вы считаете своего ребенка незрелым, не самостоятельным и не очень способным.
9. Ваш ребенок очень редко играет (с игрушками, сверстниками), редко рисует не по заданию учителя, а по собственному желанию. Вы недовольны, когда он бездельничает.
10. Вы часто произносите фразу "Ты вечно болеешь (простужаешься)!"
Результаты.
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на вопросы из группы А, в частых болезнях вашего ребенка, скорее всего, "виновата" иммунная система. Поэтому понадобятся:
·
консультация врача-иммунолога
·
специальное исследование иммунной системы -
иммунограмма
·
при необходимости - проведение иммунокоррекции
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на
вопросы группы Б - ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям. Нередко
аллергические заболевания органов дыхания проходят под маской "частых
ОРЗ". Вашему ребенку необходимы:
·
консультация врача-аллерголога, специальный режим и
диета, ограничивающие контакт с аллергенами
·
плановое поэтапное лечение основного заболевания.
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на
вопросы группы В, частые респираторные заболевания ребенка могут быть
связаны с хроническими заболеваниями ЛОР-органов (тонзиллит, аденоидит). Это
может быть как самостоятельной причиной частых ОРЗ, так и следствием
иммунологической недостаточности, поэтому необходимы:
·
консультация ЛОР-врача,
·
консультация врача-иммунолога,
·
лечение основного заболевания и при необходимости -
иммунокорекция.
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на
вопросы группы Г, у вашего ребенка нельзя исключить заболевание нервной
системы. Он может часто болеть, так как нервная и иммунная система очень тесно
связаны. Кроме того, дети с патологией вегетативной нервной системы нередко
отличаются повышенной потливостью, которая приводит к быстрому переохлаждению
и, как следствие, - простуде. Необходимы:
·
совместное наблюдение невролога и иммунолога
·
рациональная одежда и соблюдение режима дня
·
закаливание
Если вы набрали от 3 до 10 баллов, отвечая на
вопросы группы Д, у вашего ребенка, скорее всего, есть серьезные
психологические проблемы. Частые ОРЗ могут быть "выгодны" ребенку,
например, давая возможность получать родительское внимание, которого он лишен.
Болезни малыша могут быть "нужны" и родителям - если позволяют
объединиться, получить какие-то преимущества. Причем ни взрослые, ни дети чаще
всего не осознают происходящего. Склонность к респираторным заболеваниям может
усугубляться и неблагоприятной для развития ребенка моделью воспитания в семье.
Необходимы:
·
исключение заболевания иммунной и нервной систем,
ЛОР-органов
·
консультация психолога.
Возможно, вы набрали 3-10 баллов сразу в нескольких
анкетах. Это неудивительно, потому что у большинства часто и длительно болеющих
детей есть проблемы с иммунной системой, и с нервной, и ЛОР-органы страдают, и
т.д. Поэтому выберите для начала ту анкету, в которой насчитывается
максимальное количество очков и начните с того специалиста, который, по-нашему
мнению, "главный" именно в этом разделе. Решайте проблемы постепенно
и не стремитесь сделать все и сразу.
Если вы набрали равное количество баллов в нескольких анкетах - записывайтесь на прием к нескольким специалистам. Все равно кто-то примет вас первым, кто-то понравится больше, и т.д. В любом случае выберите ведущего врача, потому что народная мудрость права: и у семи нянек дитя бывает без глазу. Обязательно должен быть такой человек, который принимает самые главные решения, руководит всеми действиями и направляет их в нужное русло. Им, кстати, может быть и ваш участковый педиатр.
Если вы набрали равное количество баллов в нескольких анкетах - записывайтесь на прием к нескольким специалистам. Все равно кто-то примет вас первым, кто-то понравится больше, и т.д. В любом случае выберите ведущего врача, потому что народная мудрость права: и у семи нянек дитя бывает без глазу. Обязательно должен быть такой человек, который принимает самые главные решения, руководит всеми действиями и направляет их в нужное русло. Им, кстати, может быть и ваш участковый педиатр.
Поощрения
и наказания в воспитании детей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы об использовании мер поощрения и наказания в
воспитании детей. Ваши искренние ответы помогут в подготовке содержательного и
интересного разговора.
1 Слушается ли Вас
ребёнок?
2 Нужно ли
использовать в воспитании наказание?.
3Как Вы добиваетесь
выполнения распоряжения?
4За что и как Вы
наказываете ребёнка?
5 За что и как
поощряете?
6 Какие наказания и
поощрения применяли к ребёнку
последние две
недели?
Следующие пункты
дают возможность Вам отвечать словами «да» и «нет».
А) Когда ребёнок
виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения
при посторонних.
Б) Сопереживаю,
сочувствую своему ребёнку, прощаю, верю в него.
В)Ни разу не
кричал(а), не наказывал(а) ребёнка.
Г) Не оставляю без
наказания ни одного проступка.
Д) Единственное,
что действует на моего ребёнка- - строгое наказание.
Е) Если только
возможно стараюсь не наказывать.
Ж) Хвалю ребёнка за
каждый успех наедине и при посторонних.
З) Если я в хорошем настроении могу простить то,
за что в другое время
наказал(а) бы.
И) Нередко бывает
так: я накажу, а муж (жена) упрекают за
излишнюю
строгость и прощают и утешают.
К) Решение о
наказании принимаю, лишь после того как успокоюсь и
выясню позицию
ребёнка.
Готов ли Ваш ребенок идти в школу?
Как правило
родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их
ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне
поступления в школу.
С помощью этого
теста Вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе.
Ответьте на вопросы "ДА" или "НЕТ".
1. Часто ли Ваш
малыш заявляет о своем желании идти в школу?
2. Вашего ребенка
сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое "взрослое"
положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
3. Вы считаете, что
Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком
привлекательного для него задания?
4. Ваш ребенок
общителен как с детьми так и со взрослыми?
5. Вы не уверены в
том, что Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение
(например, по телефону)?
6. Ваш ребенок ни
минуты не может побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
7. Игрушки и личные
вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно
их убрать?
8. Умеет ли Ваш
ребенок считать до двадцати и обратно?
9. Может ли Ваш
ребенок сравнивать числа и предметы?
10. Способен ли Ваш
малыш складывать и вычитать в пределах двадцати?
Готов ли Ваш ребенок к письму?
Научить ребенка
красиво и правильно писать непростая задача. Задолго до школы родители должны
заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной.
Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками
письма.
1. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где
лево, а где право?
а) всегда;
б) от случая к
случаю;
в) никак не может
запомнить.
2. Как Ваш малыш относится к предложению
порисовать?
а) с неохотой, но
приступив, увлечется;
б) с огромным
удовольствием;
в) с заявлением:
"у меня не получится" и категорично отказывается.
3. Рисунки Вашего ребенка отличаются:
а) наличием
дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;
б) оригинальностью,
некоторой размашистостью;
в) аккуратностью и
четкостью линий.
4. При рисовании шариковой ручкой Вы
замечаете, что ребенок:
а) держит ее, как
взрослый;
б) его кисть
напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
в) держит её
непривычным образом, порисует уверенно.
Готов ли Ваш ребенок к чтению?
Чем быстрее ребенок овладеет в школе
способностью осознанно читать, тем успешнее он будет учиться. Учить читать
малыша необходимо без принуждения. Способность к чтению не возникает на пустом
месте, ей предшествуют ряд других способностей. Именно этот тест может оценить
готовность Вашего ребенка читать.
1. Любит ли Ваш
малыш сказки и рассказы?
2. Способен
ребёнок их пересказать?
3. Возникает ли у
ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?
4. Вашего ребенка
больше интересует содержание сказки, чем картинки
в книге?
5. Знает ли Ваш
малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
6. Имитирует ли он
чтение вслух, подобно взрослым?
7. Интересуют ли
его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
8. Внимателен ли
Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?
9. Ваш ребенок
имеет хороший словарный запас и довольно успешно
им пользуется?
11. Он понимает
смысл большинства сложных слов?
12. Чтение для него
приносит удовольствие?
13. Овладев буквами
и словами, он пытается читать самостоятельно?
14. У Вашего малыша
нет логопедических проблем?
15. Ваш малыш
хорошо различает похожие звуки?
16. В разговоре он
оперирует развернутыми не односложными предложениями? 17. Ваш ребенок способен
пересказать то, что прочитал сам или услышал?
18. Ваш малыш знает
много стихов и песен?
Если сумма баллов
составила:13-18 баллов, то Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению
читать. Его интересует не только способность читать "как взрослые",
но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из
книг 9-12 баллов свидетельствуют о
средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него
ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать. Менее 9 баллов
значат, что пора бить тревогу, ведь Ваш малыш почти на школьном пороге.
Заинтересуйте его интересными книгами
Комментариев нет:
Отправить комментарий