Дети дошкольного возраста и компьютерные игры
О
влиянии компьютерных игр на личность написано много. Практически все
специалисты единогласны в том, что увлечение виртуальными играми имеет
исключительно негативные последствия для здоровья и психики человека. Особенно
остро стоит данный вопрос относительно детского увлечения подобным
времяпровождение. Так как же влияют виртуальные игры на психику дошкольников?
Психология
компьютерных игр
Компьютерные игры – это попытка
человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством,
игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже
творцом. В виртуальном мире, в отличии от мира реального, все происходит
мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не
надо ничего ждать, прикладывать усилия.
Игра – это упрощенная
имитация реальности. Такой реальностью очень легко научиться управлять.
Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает
ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка
соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого
игра может стать основным способом самореализации. Что уже говорить про
ребенка.
Влияние компьютерных
игр на несформированную детскую психику
Яркость и динамизм виртуальных образов
привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной
реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам
все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и
взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. Большой риск попасть в
зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность
реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном
мире, на помощь приходит виртуальный.
Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости от виртуальных
игр:
1.
Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет
агрессию при попытке отвлечь его.
2.
Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к
монитору.
3.
Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка
портиться настроение, возникает подавленное состояние.
4.
Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.
5.
Возникает острая потребность в иге.
Какие опасности
скрываются за невинной игрой?
Первое, на что обращают внимание
специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют
в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на
то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая
героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение
фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в
реальном мире.
Дети, которые с раннего
возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в
сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не
заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают
чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит,
неспособны наладить продуктивное общение.
Дошкольники, которые много
времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но
плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости
в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что
значительно понижает их успеваемость.
Игры, особенно в вечернее
время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время
которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется
полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.
Психические
расстройства, которые вызывает у детей чрезмерное увлечение компьютерными
играми:
§ Демонстративность
поведения;
§ Агрессивность;
§ Недостаточное развитие
речи;
§ Чрезмерная
возбудимость;
§ Расстройство сна;
§ Нарушение контакта с
окружающими;
§ Тревожность;
§ Дезадаптация;
§ Нарушения
эмоциональной сферы;
§ Проблемы с
социализацией;
§ Нарушения концентрации
внимания.
О ложке меда, в бочке
дегтя!
Некоторые специалисты утверждают, что
грамотное использование компьютерных игр может оказывать на
развитие ребенка позитивное влияние. Если правильно
подобрать игру и четко ограничить время пребывания ребенка за компьютером (для
дошкольника оно не должно превышать 10 минут), то результатом игры станет выработка
умения быстро принимать решения, развитие логического мышления, внимания,
координации, умения планировать свои действия.
Полностью ограничить ребенка дошкольного
возраста от взаимодействия с компьютером в наше время достаточно сложно, и
специалисты рекомендуют не прибегать к крайностям. Чтобы исключить вероятность
возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь
ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему малышу
достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие
альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к
киберзависимости.